Сказочная Венеция

Если, гуляя по парижским улицам Вас шатает словно после двух бокалов «Вдовы Клико» - диагноз прост – Вы недавно прибыли из Венеции! И это состояние, смесь подобия опьянения и эйфории длится очень долго – для одних с неделю, для других всю жизнь, а для избранных - подобно Дягилеву, Стравинскому и Бродскому – и после смерти, ведь они похоронены на уединенном венецианском кладбище-острове Сан - Мигеле. 

В мире очень много прекрасных городов – однако, краше и удивительнее Венеции сыскать трудно. Многие, очень многие города – порты, испещренные каналами, подобно Амстердаму, Брюгге или Петербургу хотели бы именоваться «Северной Венецией», однако никто никогда не назовет Венеции «Южным Брюгге» или «Южным Амстердамом». Замечательно прекрасный город – музей живее всех живых. Она радует, смеется, гуляет и ностальгирует ни хуже других современных городов в Европе. А полное отсутствие автомобильного транспорта, поразившего меня сильнейшим образом в мой первый приезд туда в 1984 году, сделал Венецию, моей любимицей навеки вечные. Чтобы сэкономить время на долгих переходах по узким улочкам и кампо до моста Риальто, воспетого кистью Каналетто и Гварди, лучше всего передвигаться по большому каналу на катерах – «вапоретто», которые кроме всего и очень экономичны, в случае покупки проездного билета на день или три. И вот, устроившись на палубе, Вы любуетесь великолепным спектаклем, восхитительной оперой с незабываемой, панорамической сценографией, словно из театра «Фениче» эпохи Тьеполо, описать которую трудно, настолько разнообразна она по образам, которые взывает в памяти всякий раз при виде каждого нового палаццо. А дворцы эти, непоколебимые временем в своем грандиозном величии, говорят нам об Отелло и Дездемоне, о проказнике Казанове, об эксцентричной маркизе Казатти, о романтичном Байроне, великолепной Элеоноре Дузе и талантливом Мариано Фортуни. 

Ох, и выдумщики эти венецианцы! Они дали искусству и моде так много, что, пользуясь этим ежедневно, забываем чаще всего об их венецианских корнях. В старину, существовала непрерывная связь между Венецией и Константинополем, столицей прекрасной Византии, и в некотором роде этот город можно считать дочерью босфорской красавицы Константинополя. И роскошь погибшей Византии чествуется теперь в магическом колдовстве собора Сан Марко с его византийскими конями на фасаде, золотыми мозаиками и наборными полами, огромными колоннами на площади и в религиозной венецианской живописи треченто, где византийская иконопись еще сквозит в библейских образах. 

Венеция подарили всему миру в 15 веке особый сорт рытого бархата с золотой нитью и специфическим гранатовым рисункам, и сделал тем самым сочетание темно красного, гранатного оттенка с золотом символом роскоши и власти. Конечно нельзя не узреть в этом классическом сочетании двух цветов и эха Рима и Византии имперского прошлого, но с тех пор все монархи, от Людовика Четырнадцатого до Марии Терезии, от Наполеона Третьего до Александра Второго стремились украсить свои покои излюбленным венецианским сочетанием гранатового с золотым. Как в мебели, так и в тканях. 

Венеция подарила миру зеркала на стекле, в которые все люди на планете смотрятся ежедневно. И даже потускневшие, словно уставшие отражать современный мир зеркала в венецианских палаццо, сегодня дают нам незабываемую, поэтические картину этих великолепных образцов стекольного искусства с острова Мурано. Венеция оставила нам и великолепные стеклянные люстры, кенкеты и жирандоли. Проплывая вечером по Большому каналу, Вы увидите их отблески, озаренные настоящими свечами в палаццо, где до сих пор жуируют их счастливые обладатели. Или вспомните о бисере – это венецианцы создали его таким мелким и большинство русских бисерных сумочек и кошельков пушкинской эпохи вышиты венецианским мельчайшим бисером. Кстати старинные бисерные вещи можно довольно недорого купить на блошином рынке в Венеции, который собирается лишь четыре раза в год на кампо Сан Маурицио. Но что это за рынок! Мужские жилеты 18 века из шелка слоновой кости с вышивкой гладью эпохи Гольдони идут по 500 евро, тончайшей работы веера в своих же старинных витринах от 200 до 300 евро, а бисерные ридикюли, камеи, римские мозаики… Глаза разбегаются, а кошелек «худеет» на глазах. 

Венеция одаривает всех модников и модниц и удивительным музеем Моды и Костюма, который расположен рядом с остановкой Сан Стае на Большом канале в палаццо Мочениго. Кстати сказать, это единственной палаццо с полной обстановкой интерьеров, золоченой мебелью, картинами и барочными плафонами, открытый для публики. Там представлены корсеты, платья, роброны и фижмы века Карло Гоцци и Пьетро Лонги. Удивительные мюли на тонких стилетто, цветные шелковые чулки и вышитые гладью митенки, коробки для париков и мушечницы, табакерки и редчайшие канты из венецианского, шитого иглой гипюра с острова Бурано. В Италии 4 музея Моды и Костюма. В России пока нет ни одного. 

Для тех, кто считает себя знатоком моды – целью паломничества в Венеции конечно считается палаццо Орфей, в котором жил в первую половину ХХ века Мариано Фортуни, бессмертный создатель плиссировок на своих божественных дельфосах, которые безуспешно пытаются копировать и теперь от Японии до России. Теперь в музее Фортуни – выставка, рассказывающая о путешествии этого великого метра мировой моды в Египет и влиянии Востока на работы творца, одевавшего Айседору Дункан, Аллу Назимову и маркизу Луизу Казатти. 

Венеция подарила миру первое кафе, открытое там еще в 1692 году. И теперь, вы имеете возможность отведать чашечку горячего кофе или шоколада в знаменитом старинном кафе «Флориан» на площади Сан Марко, под звуки баркаролы из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Его стиль, сформированный в период между эпохой рококо и романтизма сегодня модно назвать стилем «обшарпе», но прелесть его именно в нем. А присутствие в виде недосужих клиенток нескольких русских барышень одетых в новинки от «Пуччи» и «Гуччи» делает путешествие в Венецию настоящим карнавалом даже в обычные дни! 

Если Вы не ленивы – обязательно съездите в Падую, в полчаса езды от Венеции, где теперь проходит уникальная выставка работ художника «Бель Эпок» Джованни Болдини в палаццо Забарелла. Мало кому из художников удавалось так роскошно передать свою любовь к женской красоте, модам и драгоценностям стиля «Ар Нуво», как это сделал виртуоз Болдини. В его огромных полотнах – вся история моды и стиля проходит великолепным калейдоскопом, а работы его, ставшие в Италии хрестоматийными, сегодня у публики вызывают настоящий восторг. 

Главными модными цветами в Венеции на эту весну являются фисташковый с бледно розовым и почти все лавки наполнены именно ими. Страсть к прошлому победило всякие надежды на прогресс в модах современности и эта тонкая ностальгия не может не радовать глаз всякого, хоть раз побывавшего в этом сказочном городе, где мечта и реальность переплелись.

Александр Васильев



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA